МКОУ "Вяткинская СОШ"
село Вяткино Усть - Пристанского района Алтайского края
  • Информационная безопасность

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения превращается в последнее время из гипотетической во вполне реальную. Количество угроз растет с каждым днем, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени должны изменяться и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Вот поэтому-то обеспечение информационной безопасности учебного процесса, в том числе непрерывного функционирования компьютерных и информационных ресурсов, является весьма важной для его качества.
    Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:

     Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»

     Постановление правительства РФ от 10 июля 2013 года №582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

     Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29 мая 2014 г. №785  «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»

     Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»

    Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

     Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    Видеоролик «О правилах поведения в социальных сетях»

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    • http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
    • http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
    • http://www.gogul.tv/ — Федеральная программа безопасного детского интернета «Гогуль».
    • http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
    •  www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.
    • http://detskieradosti.ru/ — Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.
    • http://www.solnet.ee/ — Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.
    • http://www.leon4ik.com/ — Leon4ik: Портал для детей и родителей,воспитателей детских садов.Методическиематериалы,учебныепособия,статьи и заметки для родителей и воспитателей,мультфильмы,сказки,стихи,раскраски,обучающаялитература,авторские творения и многое другое.
    • http://www.newseducation.ru/ — «Большая перемена» сайт для школьников и их родителей.

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?
    Утрата денег
    Первый вид опасностей – те, которые связаны с кражей денег.
    Фишинг – это выманивание паролей от различных сервисов, в том числе личных страниц во «ВКонтакте» или Steam, чем дети-подростки обычно очень дорожат. Их крадут, чтобы получить доступ к персональной информации, чтобы делать спам-рассылки, чтобы продолжать использовать – например, аккаунты игровой платформы Steam, где распространяются игры и есть своя социальная сеть.
    Еще одна техническая опасность – вредоносный код: например, пользователь перешел по какой-то ссылке, и компьютер заблокировался, и теперь пользователь видит только сообщение «Заплатите деньги туда-то, и компьютер разблокируется». Причем гарантии, что он разблокируется после оплаты, к сожалению, нет. Есть и другой вредоносный код: тот, что незаметно работает на компьютере, отправляя злоумышленникам те же логины/пароли или данные платежных карт.
    Обычное мошенничество – в интернете встречается так же часто, как и в реальной жизни. Его можно охарактеризовать всем известной поговоркой «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Например, предлагается купить смартфон по цене значительно ниже рыночной, человек отправляет деньги, но телефон так и не получает. Это очень популярная схема мошенничества: дорогой товар за небольшие деньги. И это очень хорошо срабатывает в ситуации с подростками, потому что они часто прицельно копят деньги на какой-нибудь игровой компьютер, и если они внезапно видят его не за 60, а за 20 тысяч рублей, то могут с радостью заказать его и перевести деньги.
    Определенную опасность для семейного бюджета представляют также и онлайн-игры – в них часто есть встроенные внутренние покупки. Чтобы обезопасить себя от этих трат, убедитесь, что ребенок не может тратить деньги с вашей карточки, привязанной к онлайн-игре, в том числе и если он зайдет в вашу игру.
    Зависимость
    Интернет-зависимость чаще всего ассоциируется с играми, и родители, когда говорят о зависимости, имеют в виду, прежде всего именно ее.
    Сегодня играют все дети, но в разные игры. Глобально их можно разделить на две группы: первая – это просто игры, в которые играют час-другой в день, проходят за несколько недель, и все.
    Вторая – это так называемые массовые мультиплеерные онлайн-игры, в которые можно играть годами, развивая своих персонажей, приобретая для них какие-то качества или оборудование и так далее.
    Зависимость – это болезнь, к ней следует так и относиться, и если ребенок ради игры начинает отказываться от еды, от сна, и тем более если проявляет агрессию, когда ему не дают играть, то надо идти к специалисту.
    Нежелательное содержание
    Помимо порнографии, которая безусловно лидирует в списке того, что родители не хотели бы, чтобы видели их дети, в незащищенном интернете можно увидеть массу других нежелательных вещей. На сайтах новостей достаточно часто появляются фотографии и видеозаписи с мест катастроф, где можно видеть сцены убийства, насилия, аварии, теракты и их последствия. Более того, такие иллюстрации могут оказаться в самых неожиданных местах – например, на безобидном на вид сайте-агрегаторе смешных (!) картинок.
    При попытке поиска наркотиков через поисковые системы можно обнаружить на первой же странице результатов не рассказ о последствиях их приема, а контакты продавцов, причем, возможно, сами сайты заблокированы Роскомнадзором и зайти на них нельзя, но контакты могут быть видны на странице поисковых результатов.
    И, к сожалению, такие сайты появляются быстрее, чем Роскомнадзор успевает их блокировать. Кроме того, это может быть объявление на сайте, который блокировке не подлежит, – например, в форуме реабилитирующихся. Конечно, через пару часов модераторы его удалят, но какое-то время оно повисит.

    Советоваться с родителями
    Беречь личные данные
    Не делиться информацией о знакомых
    Фильтровать информацию
    Проверять данные
    Не общаться с чужими людьми
    Придумывать сложные пароли
    Обращать внимание на сайты
    Уметь отличать поддельные аккаунты
    Помнить о вежливости

     

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.
    Понятие информационной безопасности
    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.
    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
    •    доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    •    целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    •    конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.
    Обеспечение информационной безопасности
    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Методические и справочные материалы

    Методические и справочные материалы

    Международный проект «Сетевичок» 

    Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:

    Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков
    Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
    Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети»
    Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie